День пятый: дискутируем, аплодируем, принимаем награды
Последний день Всероссийского финала профессионального конкурса «Воспитатель года России» был насыщенный. Начался он с испытания для лауреатов - ток-шоу «Профессиональный разговор». Дискуссию для лауреатов, которая состоялась в Доме правительства Московской области, вел народный артист Российской Федерации Игорь Верник. Педагоги-дошкольники отвечали на вопрос: «Как вы оказались в профессии?», обсуждали кейсы - как выстроить взаимодействие с родителями, как работать с детьми с особенностями (инвалидность, одаренность, неустойчивое поведение), как действовать в группах раннего развития? Игорь Верник предложил конкурсантам представить себя на фото до конкурса и после, сравнить эти два изображения, проанализировать, что изменилось.
И вот ток-шоу завершилось, баллы выставлены и подсчитаны, состоялась красивая раус-программа, и, не выходя из Дома правительства, участники конкурса, сопровождающие, жюри, приглашенные педагоги Московской области отправились в большой концертный зал на торжественную церемонию закрытия. Московская область подготовила качественную музыкальную программу.
Теплые слов приветствия сказали представители учредителей конкурса и гости.
Зам. Министра просвещения РФ Павел Зенькович зачитал приветствие министра Ольги Васильевой. Завершалось оно таким пожеланием: «Уверена, что участники марафона идей и мыслей продолжат работу по распространению эффективных педагогических практик не только в своих регионах, но и в рамках всероссийского клуба «Воспитатель года» - уникальной площадки по обмену опытом. Желаю всем дальнейшей плодотворной работы, укрепления профессиональных контактов и успехов в реализации планов». От себя Павел Станиславович добавил: «Хочу пожелать вам успехов не только в вашей работе, но и успехов в нашей совместной работе, направленной на то, чтобы образование в России на всех его уровнях стало лучше, чтобы мы вошли к десятку стран мира по качеству общего образования – задача, которую поставил перед нами Президент России».
Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова говорила очень искренне и сердечно: «Десять лет назад мы решили организовать этот конкурс. Вспоминаю, как придумывали его символ, значок с жемчужиной. Когда мы вышли с этим предложением, именно администрация Московской области первая поддержала нас, мы вместе провели первый конкурс. Символично, что и юбилейный десятый конкурс мы проводим здесь же. Я хотела бы сказать вас всем слова большой благодарности. Педагоги-дошкольники – особая категория людей. Вы привыкли к ответственности за своих воспитанников. Вы излучаете любовь к своей профессии. Вы просто уникальные!».
Министр образования Московской области Ирина Каклюгина вручила конкурсантам подарки от губернатора Московской области и обратилась ко всем присутствующим: «Я рада приветствовать вас от имени губернатора Московской области Андрея Юрьевича Воробьева. Мне бы хотелось поблагодарить Министерство просвещения РФ, Общероссийский Профсоюз образования за тот праздник, который вы нам подарили. Московская область старалась сделать все возможное, чтобы те пять дней, которые вы здесь находились, были для вас максимально комфортными. Ждем вам всегда в гости!»
От имени комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре организаторов, участников и гостей конкурса «Воспитатель года» поздравила член Совета Федерации Римма Галушина, от имени комитета по образованию и науке Госдумы РФ, всероссийской общественной организации «Воспитатели России» - депутат Госдумы РФ Лариса Тутова.
Имя победителя назвала председатель жюри, депутат Госдумы РФ Елена Митина. Елена Анатольевна уверена: «Конкурс за последние годы стал настоящим открытым профессиональным университетом не только для наших участников, но и для тысяч воспитателей, которые благодаря современным технологиям могут в онлайн-режиме смотреть за конкурсными испытаниями. Каждый год появляются новые интересные идеи, новые конкурсные испытания. И в этом большая заслуга организаторов конкурса. Мне хотелось бы сказать слова благодарности членам большого и малого жюри за профессионализм. И я благодарю всех наших участников. Мы с уверенностью можем сказать, что система дошкольного образования в надежных руках!»
Председатель жюри навела смартфон на лист с QR-кодом и на большом экране появилось: «Пепеляев Евгений Владимирович». Хрустальную жемчужину получил воспитатель детского сада «Школа Рыцарей и Принцесс», структурного подразделения школы №44 Перми.
Лауреатам и победителям вручили дипломы, а также подарки от издательства «ТЦ «Сфера», компании ОАО «ГАММА», компании ООО «Лего». Специальные номинации учредили научно-методический журнал «Дошкольное воспитание», Московский государственный психолого-педагогический университет, журнал «Обруч».
В новой номинации – «За сохранение этнокультурного наследия» - первый сертификат получила конкурсантка из Чеченской Республики Залина Заудиновна Гациева. Сертификат вручила ректор Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, сопредседатель жюри конкурса «Воспитатель года России» Нина Федина. Нина Владимировна объяснила: «Россия – великая многонациональная страна, и нам, россиянам, представителям разных народов, национальностей, этносов, очень важно знать и понимать друг друга. Если листать конкурсные хроники, то мы увидим, что одни из самых ярких страниц – это выступления конкурсантов, которые не только делятся своим профессиональным мастерством, но несут своими мероприятиями, выступлениями часть культуры своего народа. Так было и в этом году. Огромное спасибо конкурсантам из республик Саха (Якутия), Кабардино-Балкария, Тыва, Дагестан, Адыгея... Жюри не выдержало и обратилось к учредителям конкурса с просьбой ввести новую номинацию «За сохранение этнокультурного наследия».
Лидером СМС-голосование в номинации "Достойный выбор" стала воспитатель из Краснодарского края Елена Александровна Богачкова.
Евгений Пепеляев, кроме всего прочего, получил почетную грамоту Минпросвещения России из рук директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Жанны Садовниковой. Поздравив победителя, Жанна Витальевна добавила: «Мы, конечно же, благодарим всех, находящихся на сцене и в зале коллег, потому что это большой труд – участие в конкурсе, прохождение всех испытаний. Желаем вам всем успехов, не останавливаться на достигнутом, новых побед и новых свершений».
Евгений Владимирович также стал обладателем традиционной путевки на отдых от Общероссийского Профсоюза образования, подарок ему вручила заместитель Председателя Профсоюза Татьяна Куприянова. Татьяна Викторовна обратилась сначала ко всем педагогам: «Уважаемые коллеги, мы желаем вам очень много здоровья, терпения, развития вашего профессионализма и, конечно, счастья в личной жизни! Все 15 лауреатов получают в качестве подарка подписку на газету Общероссийского Профсоюза образования «Мой профсоюз». И о нашем победителе. Мы с вами знаем, что самообразование, совершенствование – обязанность каждого педагогического работника. Систематическое повышение квалификации педработников – обязанность учредителей. А вот насчет возможностей для хорошего отдыха – получается, что это и право, и обязанность самого работника… Мы традиционно вручаем нашему победителю сертификат и даем ему право выбора места для отдыха. 100 тысяч – и можно отдохнуть там, где захочется».
Сам победитель был, казалось, больше всех удивлен, что именно ему досталась Хрустальная жемчужина. Немного подумав, от произнес свою «оскаровскую» речь: «Самое обидное, что я не готовился, и я сейчас в растерянности, потому что не знаю, что говорить… Единственное, что приходит на ум, - это слова благодарности всем людям, благодаря которым я здесь. Той команде, которая со мной - Ольге Анатольевне Афанасьевой, Марине Михайловне Болотовой - огромное спасибо за то, что были со мной и поддерживали. Я смотрел конкурсные испытания прошлых лет, видел, как награждают победителей, и когда потом познакомился с Анастасией Ивановной, я понял, что победители - поистине удивительные люди. Никогда не думал, что буду обладать Хрустальной жемчужиной. Коллеги, большое спасибо вам за признание, за эту ответственность. Уважаемые члены жюри, вам отдельная благодарность!»
Со сцены лауреаты и победитель уходили, нагруженные подарками от издательства «ТЦ «Сфера», компании ОАО «ГАММА», компании ООО «Лего». Спасибо нашим партнерам!
День четвертый: самые успешные прожектеры.
Кажется, это так просто – в течение семи минут представить свой успешный проект и всего-то три минуты отвечать на вопросы жюри. А если это конкурс и завтра назовут победителя? А если испытание транслируют в прямом эфире? Ага, то-то и оно… Непросто. Однако лауреаты участвовали в испытании «Мой успешный проект» так легко, воздушно и оптимистично, словно просто рассказывали коллегам о своем опыте, и не больше того… Было очень интересно! Видимо и Большому жюри под руководство сопредседателя, ректора Липецкого государственного педагогического университета имени П.П.Семенова-Тян-Шанского Нины Фединой тоже, потому что эксперты активно задавали вопросы, очень интересные, глубокие, порой даже немного провокационные, однако только с одной целью – прояснить «темные» места и дать возможность конкурсантам блеснуть еще ярче своими талантами, умениями, навыками.
Несколько слов о каждом из представленных проектов.
Елена Богачкова, воспитатель детского сада №70 «Чайка» города Новороссийска Краснодарского края презентовала долгосрочный социальный проект «И я помогаю, или Экономика для жизни». Он о деньгах, мечтах, трудностях и преодолениях и еще о том, что самое главное в жизни – доброе сердце.
Ирина Морозова, воспитатель детского сада № 201 «Волшебница» города Тольятти Самарской области справедливо заметила: дошколята смотрят на Youtube ролики об успешных детях. Когда воспитатель предложила им снять ролики о себе, родилась студия мультимедийной журналистики «ЖУРаф».
Елена Картавцева, воспитатель детский сад № 91 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития детей города Красноярска, назвала свой проект «Это наша зима». Дело в том, что события 29 Всемирной зимней универсиады захватили всех местных жителей, и детей также. Елена Михайловна использовала тему универсиады для решения образовательных задач, в первую очередь налаживания общения, взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками.
«Сегодня вопрос охраны зрения становится крайне острым», - встревожена Елена Борн, учитель-дефектолог детского сада №81 «Лесная полянка» города Прокопьевска Кемеровской области – Кузбасса. Воспитатель рассказала об использовании полифункциональных возможностей дидактического пособия «Сеткограф» в коррекционном тифлопедагогическом сопровождении детей старшего дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.
Цель проекта Ольги Панкратовой, учителя-логопеда детского сада № 37 «Лесная сказка» (структурное подразделение детского сада комбинированного вида «Страна чудес») города Новоуральска Свердловской области, - повышение эффективности диалога у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством создания детской телестудии.
Ксения Дебарбиери, воспитатель детского сада №4 «Малыш» города Елизово Камчатского края, решила построить работу по ознакомлению с многообразием животного мира Камчатки в форме проекта.
Ольга Никитина, воспитатель детского сада №6 города Воткинска, Удмуртской Республики, призналась, что очень любит свой город, в котором родился Петр Ильич Чайковский, гордится его историей. Чтобы передать эти любовь и гордость своим воспитанникам, Ольга Владимировна создала проект «Путешествие в мир Чайковского», использует в его реализации средства музейной педагогики.
Проект по активизации речевой деятельности детей 6-7 лет посредством речевого музицирования «Школа юного ведущего» представила Анна Шишкина, учитель-логопед детского сада №44 «Белоснежка» города Тамбова.
Анастасия Воронцова, воспитатель детского сада №50 комбинированного вида Советского района города Казани Республики Татарстан, разработала проект «Твори и развивайся». Участники – педагоги, воспитанники, родители и центр детского творчества. Анастасия Олеговна также работает с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Цель проекта – развитие творческих способностей дошколят в процессе лепки из глины.
Социально-культурный образовательный детско-взрослый проект «Музыка России – детям» - тема выступления Светланы Мурадовой, музыкального руководителя центра развития ребёнка – детского сада № 14 «Росинка» города Ставрополя. Цель проекта – формирование российской гражданской идентичности детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами отечественной музыкальной культуры.
Проект «Мы ВКонтакте» - новая форма взаимодействия образовательного учреждения и семей воспитанников в рамках реализации ФГОС дошкольного образования. Онлайн-взаимодействие семьи и детского сада позволяет эффективно реализовывать образовательную программу, а также повысить статус детского сада в целом, убеждена Оксана Чередова, воспитатель детского сада № 89 «Солнечный лучик» города Пензы.
Мария Заплохова, старший воспитатель детского сада №77 города Стерлитамака Республики Башкортостан уверена: «Хорошо, когда ребенок задает вопросы и тревожно, когда не задает. Почему с возрастом ребенок перестает задавать вопросы? Я заинтересовалась этой проблемой». Так возник проект «Когда вопросы важнее ответов». Вопрос показывает не только уровень осведомленности, но и способность человека подходить к предмету обучения нестандартно.
Проект «Караоке-клуб «Аленький цветочек» представила Ирина Туркина, музыкальный руководитель детского сада общеразвивающего вида №8 села Визинга Республики Коми. Проект направлен на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, на вызов интереса детей к процессу придумывания, к процессу создания песни. Дети выступают в роли поэтов-песенников, композиторов, исполнителей. Ирина Николаевна тоже отличный исполнитель, она завершила выступление музыкальным номером – признанием в любви родному краю.
Юлия Павловна Якубович, воспитатель школы № 1357 "На Братиславской" города Москва, разработала для своих детей проект «Мой город – Москва, мой район – Марьино». Цель для ребят – знакомство с Дюссельдорфским парком, а для воспитателя – развитие условий развития познавательной активности и поддержка инициативы ребят средствами проектного метода.
Евгений Пепеляев, воспитатель детского сада «Школа Рыцарей и принцесс», структурного подразделения средней школы №44 Перми, рассказал: «Ключевая идея проекта под названием «Игры детства» в том, чтобы открыть ребенка для взрослого и взрослого для ребенка. Его цель – внедрение интерактивных форм взаимодействия детского сада и семьи. 12 месяцев – 12 событий: летние профильные программы, родительская стажировка, онлайн-марафон и так далее. Заключительное событие – рыцарский турнир. Результат – стопроцентное участие семей в мероприятиях нашей группы».
После обеда все участники уехали на обзорную экскурсию по Москве. А лауреаты конкурса 2019 года и абсолютные победители всех лет отправились в Дом правительства Московской области. Здесь прошла неформальная встреча, скорее доверительный разговор о прошлом, настоящем и будущем конкурса «Воспитатель года», с зам. Министра просвещения РФ Татьяной Синюгиной, зам. Председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяной Куприяновой, директором Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России Жанной Садовниковой, первым зам. Министра образования Московской области Ильей Бронштейном.
А в финале прозвучала песня. Хор абсолютных победителей конкурса специально для Татьяны Юрьевны Синюгиной спел куплет из «Надежды» Александры Пахмутовой.
Спектакль в «Малом театре» «Сердце не камень» завершил день. Как в шутку заметил автор конкурсного видеодневника Артём Куриляк, это про воспитателей – у них сердце точно не камень. И совсем даже не шутка…
Оксана Родионова
День третий: развиваем образование в теории и на практике
Самый главный день – сегодня все конкурсанты показывают «Педагогические мероприятия с детьми». А что лучше характеризует педагога-практика, как не практическая работа, умение общаться с малышами? В детских садах подмосковного города Красногорска № 19, 22, 29, 42, 50, 46, 49 очень красиво, уютно, чисто, но неизбежно напряженно – подмосковные коллеги волнуются за участников «Воспитателя года» больше, чем они сами! Сотрудница признается, пробегая по лестнице: «Видите? Даже руки дрожат…» И не успокоить, пока все успешно не завершится. А что конкурсанты? Все остались без сопровождающих – доя объективности, значит, нужно поддерживать друг друга. Что и делают.
А как стараются дети! Мне повезло попасть в детский сад №50 «Жар-птица» и я вижу, какие ребята умненькие, какие любознательные, как внимательно слушают гостей. С удовольствием смотрю, как малыши средней группы вместе Алдынай Хомушку из Республики Тыва путешествуют по тайге (в мечтах, конечно!), изучают северного оленя. А старший воспитатель из Республики Бурятия Алтана Андреянова рассказывает детям из подготовительной группы о современных профессиях - таких творческих, как модельер и таких необычных на слух как мерчендайзер. Вместе с воспитателем из Краснодарского края Еленой Богачковой ребята делают пожарный танк из ненужных вещей, коробок и одноразовых тарелок, тема мероприятия: "Транспорт на службе человека". В своем детском саду, кстати, Елена Александровна организовала мастерскую, где старые вещи превращаются в новые предметы.
Сопровождающие в это время тоже отправились в детские сады, но другого города – Химки, в том числе детский сад №52 «Котенок», где работает абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Воспитатель года России»-2018 Анастасия Шлемко.
Накормленные королевским обедом, мы все перемещаемся в школу «Мозаика», что в деревне Путилково городского округа Красногорск Московской области. Тут и участники, и жюри, и примкнувшие к ним педагоги Московской области приняли участие во Всероссийской конференции «Современный педагог дошкольного образования: составляющие успеха».
На пленарном заседании мы слушали выступления:
- заместителя Председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяны Куприяновой об актуальных вопросах обеспечения развития кадрового потенциала сферы дошкольного образования,
- директора Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования Татьяны Волосовец о профессиональном стандарте «Педагог дошкольного образования» и о том, какие новые возможности для роста и развития он дает,
- директора научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Натальи Тарасовой «Готовность педагогов работать в интересах детей» об инструментарии оценки качества дошкольного образования,
- директора Национального института качества образования Ирины Федосовой о мониторинге качества дошкольного образования.
Затем участники конференции разошлись по девяти секциям: «Профессиональный портрет современного педагога дошкольного образования (воспитателя): характерные особенности, эффективный опыт», «Физическое развития ребенка как образовательная область дошкольного образования. Профессиональная компетентность педагога», «Вопросы профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогов в условиях реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях», «Организация психолого-педагогического сопровождения ребенка дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования», «Роль воспитателя в педагогическом просвещении родителей», «Обеспечение преемственности содержания и технологий образования при реализации образовательных программ дошкольного и начального общего образования», «Развитие системы дополнительного профессионального образования, повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников дошкольного образования», «Конкурс без границ».
Сразу по окончании конференции, которая никак не хотела заканчиваться, потому что педагоги увлеченно обсуждали такие важные для себя темы, началась церемония подведения итогов первого (заочного) и второго (очного) туров конкурса.
На сцене актового зала школы одна за другой появляются девять конкурсных групп, председатели групп жюри вручают им дипломы участников, памятные сувениры и серебряную жемчужину - символ конкурса "Воспитатель года России". При этом эксперты говорят самые главные, самые теплые слова.
Галина Гришина, директор Московского центра дошкольного образования «Содружество» на базе Государственного гуманитарно-технологического университета: «Это были замечательные дни не только для участников конкурса, но и для членов жюри. Мы узнали столько интересного о наших конкурсантах. Удивительные педагоги!»
Татьяна Кривцова, зав. лабораторией проблем детства Института развития образования Воронежской области: «Хочу поздравить конкурс с Днем рождения. Хочу поблагодарить всех членов жюри, с которыми я работала. И, конечно, хочу поблагодарить всех конкурсантов. Вы очень разные, вы уникальные. Оставайтесь такими же – горящими, позитивными!».
Ольга Соломенникова, зав. кафедрой дошкольного образования Академии социального управления Московской области: «Прежде всего, хотелось бы отметить и поблагодарить все образовательные организации Московской области, которые сегодня нас встречали, создали прекрасные условия для группы, каждый из педагогов-конкурсантов смог проявить себя. Сегодня дети Московской области получили в вашем лице педагогов, которые смогли показать, как они реализуют Федеральный государственный стандарт дошкольного образования».
Татьяна Гризик, главный редактор научно-методического журнала «Дошкольное воспитание», член экспертного совета по дошкольному образованию Комитета образования и науки Госдумы РФ: «Вы уже сюда приехали победителями. Для этой победы вы прошли очень большой путь. Мне хочется пожелать вам только одно – чтобы то, что сегодня происходит, было стартом в вашей профессии, но никак не финишем».
Ирина Бурлакова, зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии Московского государственного психолого-педагогического университета, член экспертного совета по дошкольному образованию Комитета образования и науки Госдумы РФ: «Я хочу поблагодарить свою группу жюри, очень дружную, слаженную. Детский сад, где нас принимали, и его заведующую. Спасибо, уважаемые сопровождающие. Вы поддерживали своих конкурсантов как могли. Уважаемые конкурсанты, всего бы этого не было, если бы не было вас, замечательных, смелых, отважных людей, которые показали удивительное сочетание верности традиции и поиска инноваций».
Александр Щербак, зав. кафедрой физической культуры и безопасности жизнедеятельности Института развития образования Ярославской области: «Хочу выразить благодарность своей группе жюри и группе конкурсантов, которые реализовали все педагогические мероприятия в том регламенте, который мы запланировали, получили от этого удовольствие – улыбки были на лицах детей. И я хочу процитировать одного ребенка, который сказал нашим конкурсантам: «Спасибо, что вы прилетели!».
Наталья Рыжова, профессор Департамента методики обучения Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета: «Мне хотелось, чтобы сегодня вы улыбнулись, вспомнив прошедшие дни. 10 лет назад я сочинила текст про Ваньку Жукова, который участвует в конкурсе. Текст не сохранился, поэтому сочинила вчера ночью новый. «Дорогой дедушка из управления образования! Пишет тебе Ванька Жуков, которого ты отправил побеждать в конкурсе… Они, дедушка, те, кто конкурс придумал, над нами надсмехаются и велят про ФГОС какой-то писать. А откуда мне про него списывать? Ты же мне не сказал».
Весь текст, к сожалению, привести не могу, но он потрясающе смешной и потрясающе верный. Весь зал долго смеялся и аплодировал…
Марина Задворная, зав. кафедрой дошкольного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования: «Мне хочется, чтобы наши конкурсанты не останавливались на своем профессиональном пути, двигались вперед, удивляли и восхищали всех, с кем им придется говорить о профессии и показывать себя, может быть, в других конкурсах. Поэтому – удачи!»
Ольга Мельникова: «Сегодня я хочу поздравить всех с нашим 10-м юбилейным конкурсом. Мне хочется поздравить сегодняшних участников. Мне хочется поблагодарить за преданность профессии участников всех прошлых лет. Хочу сказать спасибо членам жюри, организаторам, нашему Профсоюзу и, конечно, тем дошкольным образовательным организациям, коллективам, детям, которые нам сегодня помогали проводить важное конкурсное испытание – «Педагогические мероприятие с детьми». Вы должны запомнить это мгновение». И Ольга Викторовна спела фрагмент замечательной песни «Есть только миг, за него и держись». Зал подпевал.
Гром аплодисментов! А затем – тишина. Ведь на сцене абсолютные победители «Воспитателя года России» за все годы, они поют гимн воспитателей «Белоснежная жемчужина» (стихи Екатерины Барбаняга, музыка Алексея Захарова). Солирует Юлия Загорская. И снова звучат оглушительные аплодисменты! Они не смолкают – на сцену выходят руководители детских садов, принимавших у себя конкурс. Директор школы «Мозаика» Светлана Рубинская получила особый подарок – плакетку с надписью, что отныне школа - федеральная площадка конкурса «Воспитатель года России» - из рук заместителя Председателя Общероссийского Профсоюза Татьяны Куприяновой.
Пиком дня стало, конечно, объявление «пятнашки» лауреатов. Их имена назвала председатель счетной комиссии, заведующий отделом по вопросам общего образования аппарата Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Алешина: Елена Богачкова (Краснодарский край), Елена Борн (Кемеровская область), Анастасия Воронцова (Республика Татарстан), Ксения Дебарбиери (Камчатский край), Мария Заплохова (Республика Башкортостан), Елена Картавцева (Красноярский край), Ирина Морозова (Самарская область), Светлана Мурадова (Ставропольский край), Ольга Никитина (Удмуртская Республика), Ольга Панкратова (Свердловская область), Евгений Пепеляев (Пермский край), Ирина Туркина (Республика Коми), Оксана Чередова (Пензенская область), Анна Шишкина (Тамбовская область), Юлия Якубович (Москва).
День первый и второй: сочинение написали, конкурс открыли, мастер-классы провели!
17 ноября в гимназии имени Примакова (Одинцовский район Московской области) торжественно открылся X Всероссийский финал конкурса "Воспитатель года России". Перед входом в актовый зал была устроена короткая, но яркая и насыщенная раус-программа: играл живой оркестр, публика изучала выставку фотографий с прошлых конкурсов, могла сфотографироваться у инста-зеркала и сразу распечатать снимки.
На церемонии открытия участников, сопровождающих, членов жюри приветствовали заместитель Министра просвещения РФ Татьяна Синюгина, заместитель Председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова, первый зам. Министра образования Московской области Илья Бронштейн. Татьяна Юрьевна Синюгина зачитала приветствие Министра просвещения РФ Ольги Васильевой.
С экрана удачи участникам пожелали и полезные советы дали абсолютные победители конкурса прошлых лет. Например, очень полезная рекомендация: чтобы меньше волноваться, найдите в зале улыбающееся лицо – и рассказывайте все этому человеку. Воспитатель года России-2018 Анастасия Шлемко пообещала, что скоро для одного из конкурсантов начнется новая история жизни – ему будет поручена миссия абсолютного победителя, но победа не так важна, как важен факт: после конкурса все поднимутся по крайней мере на одну ступеньку выше в своем развитии. Участников церемонии открытия радовали образцовые детские коллективы и исполнители из Московской области.
После бурных аплодисментов пришла пора работы – 79 участников разошлись по девяти группам, чтобы показать мастер-классы жюри и коллегам. Это второе испытание второго (очного) тура всероссийского финала. Первое испытание дошкольные работники прошли вчера. Они написали сочинение на тему «Педагогическое творчество в рамках ФГОС: возможность или ограничение?". Тему вслепую из трех возможных выбрала на глазах у всех председатель жюри конкурса "Воспитатель года России", ректор Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского Нина Федина. На первое испытание и вообще на конкурс участников настраивали во время установочного семинара. Всех приветствовала начальник отдела нормативного регулирования и развития дошкольного образования Департамента государственной политики в сфере общего образования Минпросвещения России Наталья Костюк. Дельные советы по созданию текста дала секретарь – зав. отделом по связям с общественностью Елена Елшина. Веселый и активный психологический тюнинг провел психолог-консультант Роман Омельченко (а продолжение было вечером – для тех конкурсантов, кто чувствовал себя не очень уверенно). Мастер-классом вдохновила абсолютная победитель конкурса 2018 года, старший воспитатель детского сада №52 «Котенок» Анастасия Шлемко. О тонкостях программы рассказала и быть добрее друг к другу пожелала секретарь оргкомитета конкурса Елена Масленникова. Вчера установочный семинар прошел и для членов жюри. О самом интересном педагогическом опыте, а также опыте подготовки конкурсантов рассказали представители Московской области – принимающего финал региона.
По признанию участников, самое яркое впечатление первого дня – от гимназии имени Евгения Максимовича Примакова. От интерьеров, творческой и уютной атмосферы, замечательных педагогов и специалистов образовательной организации. Гости Московской области побывали в группах и спальнях, в коридорах и столовых, в бассейне и библиотеке, узнали о методиках и технологиях, которые используют здесь воспитатели. Обучение в гимназии ведется с 2 до 18 лет в билингвальной среде, поэтому опыт учреждения необычный и интересный для конкурсантов из разных уголков страны.
Оксана Родионова